GISMETEO: Погода по г. ХерсонGISMETEO: Погода по г. ХерсонGISMETEO: Погода по г. Херсон
Вторник, 24 Окт 2017, 01:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Специалист гражданской защиты             Херсон


Форма входа

Календарь
«  Ноябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Статистика
Главная » 2016 » Ноябрь » 9 » Еще раз о службах и формированиях гражданской защиты
18:32
Еще раз о службах и формированиях гражданской защиты

7 ноября 2016 в кризисном зале Главного управления ГСЧС Украины в Херсонской области состоялось селекторное совещание звеньев Херсонской подсистемы единой государственной системы гражданской защиты. Среди неотложных вопросов рассматривались в первую очередь такие: состояние работы по созданию объектовых специализированных служб и формирований гражданской защиты и проблемные вопросы в этом направлении.
И тут у меня возникли вопросы.
1. Если речь идет об объектах (субъектах хозяйственной деятельности), то почему не приглашались представители этих самых объектов?
2. А почему собственно вопрос о создании специализированных служб и формирований гражданской защиты встал только сейчас? Неужто они до сих пор не созданы?

Как-то странновато. Тема не нова. Кодекс гражданской защиты уж четвертый год, как вступил в силу. А по большому счету, и до принятия Кодекса были практически те же требования.

Скажу. Два распоряжения председателя Херсонской ОДА от 19 сентября 2016 года - №704 и №705 требуют привести в соответствие с требованиями службы и формирования в районах области и городах областного значения, а там (прежде всего в городе Херсоне) конь не валялся.

Положительного результата это совещание не даст, ибо город Херсон традиционно пытается решить свои вопросы за счет районов города - простым арифметическим сложением.
Коллегам невдомек, что городские коммунальные предприятия, учреждения, равно как и профильные управления городского совета никак не подчиняются районам.

Пообщавшись с коллегами, принявшими участие в совещании, пришел к выводу, что цели своей оно не достигло. Те, кто не знал, как выполнять распоряжения председателя обладминистрации, теперь окончательно запутались в лабиринте.

Пытаюсь помочь разобраться

Понятие специализированных служб в системе гражданской защиты в последние годы очень тесно смешивалось с понятием формирований гражданской защиты. Апогеем этой путаницы стало Постановление КМУ от 8 июля 2015 № 469 «Об утверждении Положения о специализированных службах гражданской защиты», которое практически приравняло специализированные службы гражданской защиты к формированиям, а его пункт 6 (...объектовые специализированные службы создаются руководителем субъекта хозяйствования на субъекте с численностью работников более 50 человек путем формирования звеньев, команд, групп...) окончательно стирает грань между службами и формированиями ГЗ на предприятии.

Чтобы понять различия и место в системе гражданской защиты служб и формирований гражданской защиты, давайте на минуту вернемся в систему гражданской обороны СССР, на основе которой до сих пор существуют системы ГЗ большинства стран постсоветского пространства.

Следует отметить, что система гражданской обороны изначально формировалась по принципу и правилам административного управления Вооруженных сил Советского Союза, поэтому, например, Устав войск Гражданской обороны СССР (1967), раскрывая понятие сил гражданской обороны упоминал о объектовые формирования гражданской обороны и специальные формирования ГО. Однако понятие специализированной службы, как отдельной самостоятельной единицы там отсутствует. Вместе с тем присутствует понятие формирования гражданской защиты службы. То есть те же специальные формирования ГО являются формированиями служб.

Как поясняет система гражданской обороны того времени место, роль служб и их связь с формированиями ГО?

Понимание этого вопроса скрывается в той же классификации формирований ГО на общие и специальные.

Если рассматривать задачи и место формирований ГО общего назначения, то можно заметить, что они предназначены для выполнения работ, не требующих специальной квалификации. Руководство по применению и действиям невоенизированных формирований ГО (1979) устанавливает, что невоенизированные формирования ГО состоят из формирований общего назначения и формирований служб гражданской обороны. То есть, опять же, понятие службы как самостоятельной единицы в системе сил гражданской обороны того времени отсутствует. Есть формирования служб, но не службы. К формированиям общего назначения данное Руководство относит сводные отряды (команды, группы), сводные отряды механизации работ и спасательные подразделения.

То есть основные (так сказать, ударные) силы состоят именно из формирований гражданской обороны общего назначения. Однако основным силам при выполнении специфических задач необходима поддержка, предусматривающая привлечение специалистов конкретной квалификации. Это может быть разведка, медицинская помощь, связь, материальное обеспечение, инженерная, транспортное обеспечение и др.

Именно такие формирования поддержки и принято называть формированиями служб гражданской защиты. Однако вместе с понятием формирований служб гражданской защиты существует понятие специальных формирований ГО. Например звенья связи, охраны общественного порядка, разведки, посты радиационного и химического наблюдения и т.п. И именно здесь возникает путаница, где же специальные формирования, а где формирование служб ГО. По своей сути это одно и тоже, но отличает их место нахождения в системе ГО и подчиненность.

В системе гражданской защиты субъекта хозяйствования может существовать одновременно, например, два звена связи, одно из которых будет входить в состав общего формирования, а другое будет находиться в составе специализированной службы связи субъекта хозяйствования. В первом случае это будет просто звено связи (разведки, обеспечения и т.п.), во втором случае это будет звено специализированной службы.

Именно здесь необходимо дать разъяснение, что такое специализированная служба гражданской защиты.
Специализированная служба ГЗ - это орган управления однотипными по назначению специальных формирований ГЗ. Именно поэтому, в контексте упоминания сил ГЗ, необходимо говорить о формировании службы, а не о службе, как это говорится в ПКМУ от 8 июля 2015 № 469 «Об утверждении Положения о специализированных службах гражданской защиты».

Как создается специализированная служба ГЗ ... или, с точки зрения ПКМУ от 8 июля 2015 № 469, следует говорить "как должна создаваться специализированная служба ГЗ"?

Поскольку специализированная служба является органом управления специальных формирований одного направления, то создаваться такая служба должна только в случае необходимости ее создания. Например, территориальное управление (департамент, отдел) гражданской защиты в обязательном порядке будет создавать службы, так как территориальные силы будут образовываться путем сведения специальных формирований различных предприятий, учреждений на данной территории. Общее управление таким сводным подразделением специальных формирований будет осуществлять созданная служба гражданской защиты. Управление такой службой будет возлагаться на орган исполнительной власти территориального объединения, а именно на специально назначению должностное лицо такого органа.

Аналогично могут создаваться службы ГЗ на крупных предприятиях, имеющих большую разветвленную штатную структуру, значительные производственные мощности и территории и, соответственно, сложную систему гражданской защиты.

На небольших предприятиях, учреждениях и организациях, в случае создания формирований ГЗ, создание служб не имеет смысла, так как формирования ГЗ будут небольшими (как правило это по одному звену разного вида формирований). Общее управление силами гражданской защиты в таком этом случае будет осуществлять руководитель системы гражданской защиты, или руководитель работ по ликвидации последствий ЧС в конкретной ситуации. Формированиями ГЗ специального назначения будут управлять командиры формирований, обладающих специальными знаниями (прошедшими обучение) по своему направлению. Создавать службу и назначать начальника службы связи, например, при наличии всего одного звена связи, является алогичным и нерациональным. 

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Специализированные службы ГЗ являются органами непосредственного управления и координации нескольких одинаковых по специфике формирований ГЗ, сведенных воедино.
2. Формированиями специализированных служб будут только формирования, вошедшие в такие службы в случае их создания, в противном случае это будут обычные формирования специального или общего назначения.
3. Службы ГЗ должны создаваться только при необходимости управления сводными силами специальных формирований ГЗ.  Это, безусловно, будут силы территориального подчинения, также возможно создание специализированных служб на крупных предприятиях.

Почему в Постановлении КМУ нет четкости и ясности?  Оветьте на этот вопрос самостоятельно ;)

Владимир Тегин

Идею подсказал: Volto5 http://volto.ucoz.com/

 

Просмотров: 355 | Добавил: tegin7460
Херсонский ТОП Украинский портАл