GISMETEO: Погода по г. ХерсонGISMETEO: Погода по г. ХерсонGISMETEO: Погода по г. Херсон
Воскресенье, 24 Ноя 2024, 15:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Специалист гражданской защиты             Херсон


Форма входа

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » ЭКОЛОГИЯ » Техногенное влияние на экологию

Херсонские подземелия
Херсонские подземелия
01.03.2005

Казалось бы, из года в год, почти на всех улицах города и даже на его окраинах вдруг проваливается участок дороги или разрушается строение, что явно напоминает о существовании подземных катакомб, галерей, разных по величине и протяженности, и полное равнодушие горожан к этому явлению. Если же принять во внимание наличие слухов и легенд, то логична закономерность - молчание не только очевидцев возникновения катакомб (XVII -XVIII века), но и их ближайших родственников.

Причины молчания каждого поколения в разные эпохи, разумеется, свои: в XVIII веке стремление хранить тайну - положение города как приграничной зоны (вместе с крепостью), в XIX веке, после 1917 года - из чувства самосохранения («враг не дремлет!»), а во второй его половине - автоматический запрет на все темы, которые, пусть даже косвенно, но были связаны с безопасностью страны.

Пожалуй, именно в этом кроется и причина отсутствия карты подземелий города, хотя, не исключено их наличие в спецархиве, в том числе полной и подробной карты крепости.
Принимаясь за интереснейшую тему херсонских подземелий и катакомб, роясь в библиотеках и в архиве, необходимо помнить о «парадоксе» истории, когда «вымысел документален и фантастичен документ...».

Именно с кропотливой работы в архивах и библиотеках начинали энтузиасты двух групп исследователей подземелий города. В 1971 году - под руководством ответственного секретаря городского общества охраны памятников Волкова М.И., и в 1980 году - организованную архитектором Комсомольского района Четвериковым А.П. Предварительно членами групп проводились опросы горожан, как старожилов, так и любознательной молодежи.

В архиве был найден «Доклад юридической комиссии по вопросам о правах города Херсона на крепостную территорию крепости «Александр-Шанц» за 1914 год, благодаря которому можно предположить о работе, проведенной Александром Суворовым с помощью даровитого инженера Деволанта по улучшению оборонной силы крепости в 1787 году. Она заключалась в дополнительном оборудовании четырех минных подземных ходов, которые были проложены в части крепостного вала под высоту возле крепости (в ее пределах).

Другая разновидность минных ходов вокруг крепости обнаружена в 1956 году школьниками, проникшими через отверстие-обвал в подземелье. Оно представляло собой коридор высотой и шириной в один метр, через каждые пять метров он расходился в боковые круглые комнаты, из них шел дальше, продолжаясь в очередных комнатах, которых было двенадцать, но и от них ходы шли далее, по периметру крепости.

Первой экспедиции Волкова М.И. за год ее работы удалось нанести на карту многие подземелья, частично ориентируясь по подвалам и обследуя ходы, ведущие в других направлениях, в том числе по улице Рабочей (возле Привозной церкви), по улице Белинского... Вторая экспедиция А.П. Четверикова почти сразу вышла на узел «магистральных ходов» на углу улицы Белинского и Михайловича - из подвала дома №30 вдоль под каждой улицей. Эти ходы были обложены камнем. Исследователи групп установили, что все церкви, несмотря на отдаленность, были соединены между собой магистральными ходами, к которым из подвалов почти всех старых домов идут соединительные ходы.

В частности, из подвала гастронома (улица 21-го Января) был ход в сторону Привозной церкви... В подтверждение этого факта служит рассказ одного офицера, попавшего во время войны в окружение. В Херсоне его прятали священники, а затем, почти не выходя на поверхность, через весь город в одном направлении вывели на окраину.

Очень немногие жители города знают, что под проспектом Ушакова параллельно тянутся два подземных хода: один магистральный, обложенный камнем; другой - намного проще. Участники второй группы утверждают, что по магистральному ходу-туннелю свободно может проехать грузовик. Начинается «туннель» в районе Жилмассива, где до революции стояла тюрьма, и заканчивается (с поворотом вправо) у здания краеведческого музея (в начале XX века в нем располагался окружной суд). Высказывается предположение, что по этим подземным ходам переводили узников.

Продолжают о себе напоминать катакомбы и в наше время. На протяжении 1970-2002 годов образовывались провалы до 2-5 метров в глубину ниже Потемкинского сквера, в сторону улицы Суворова, напротив театра, на шоссе напротив хлебозавода №1, по улице Горького. На улице 21 Января, в подвале дома №31 был обнаружен ход под улицей, в направлении Днепра. Увы, не обследовав, его замуровали. На улице 295 Стрелковой дивизии в результате обвала стала видна шахта магистрального хода, идущего к северным Московским воротам крепости (район пединститута), который остался необследованным.

К сожалению, следует отметить, что с каждым годом изучение подземных ходов делается практически невозможным. Если ранее местные власти с большой неохотой давали энтузиастам общества охраны памятников необходимое разрешение, то сегодня жильцы, ставшие хозяевами частной собственности, не допускают даже к объекту осмотра.

Обществу охраны памятников известно, что в подвале старого дома на улице 21 Января (Торговая) между улицами Советской и Декабристов имеется несколько хорошо сохранившихся входов в подземелье. Хозяин дома, решив использовать ниши ходов по своему усмотрению, не позволил даже фотографировать их.

Как и всякие подземелья, тем более в крепости и под городом, между старинными церквями и домами, за пределами городских окраин они, разумеется, хранят загадки и вошли в легенды.

Итак, загадка первая: старый Херсон активно строился не только в XVHI веке, но и в конце XIX, особенно на протяжении XX века. Зачем же понадобилось соединять подвалы современных зданий с... проложенными когда-то подземными магистральными ходами? Какова цель? Следующая загадка - туннель между тюрьмой и окружным судом, под проспектом Ушакова (улица Почтовая): только ли для перемещения узников, пусть даже особо опасных?! Если грузов, то каких и для чего?! И традиционная «монастырская» интрига: многие очевидцы в летах, еще, будучи подростками, без помех спускались в подвалы бывшего Белозерского женского монастыря (сейчас территория учхоза между Камышанами и Белозеркой) и шли до... библиотечного сквера (ныне областной pare), то есть, несколько километров...

И, наконец, миф! Даже два! Первый о... «Золотой карете». Вероятно, это отзвук знаменитого путешествия Екатерины II, ее непродолжительное пребывание в Херсоне и отъезд в Крым. Обилие блестящей одежды, блеск орденов и бриллиантов свиты, позолоченная восьмиместная коляска императрицы - все это соединилось в образ ажурной золотой кареты, которую после отъезда Екатерины II Потемкин, вернувшись из Крыма, приказал спрятать так, чтобы она сохранилась до следующего ее приезда («крестьянская бережливость»). Этот миф бытовал довольно долго, до революции 1917 года. Затем он сменился слухами о «несметных» богатствах, спрятанных, разумеется, в тайниках под домами, бежавшими «буржуями». Дожил этот слух максимум до 1930-х годов, когда копаться в погребах, тем более чужих, стало не только не модно, но и опасно...

А вот явный миф о подземном ходе из Херсона под Днепром на его левый берег исследователям не дает покоя до сего времени. Подогревает его информация, присланная коренной херсонкой в редакцию газеты «Булава» Анной Семеновной Чернявской. В начале 30-х годов она, проживая по адресу Спартаковский переулок, 17, слышала от хозяйки дома о... наличии хода под Днепром именно из их двора. В подвале дома действительно имеется до сих пор неисследованный вход в подземелье. Дом дореволюционной постройки, но, учитывая «технику» даже конца XVIII века, самые рьяные энтузиасты, вряд ли ринулись бы рыть ход под судоходной рекой, соблазненные изрядными суммами.

Да и какая цель ждала на левом берегу?! Толпа непритязательных туристов? Для нашего времени сойдет. Впрочем, хорошая, пусть в силу многих обстоятельств, и не совсем подробная карта катакомб города необходима даже больше, чем просто для любопытных туристов, в качестве сувенира. Она нужна строителям, инженерам, архитекторам, реставраторам и другим специалистам.

Подземелья - это дорогое наследие - ценнейший историко-архитектурный памятник XVIII века, к сожалению, исчезающий на наших глазах, созданный руками многих тысяч безымянных строителей защитных сооружений крепости и города.

Александр Абросимов, Сергей Макаров
Журнал «Новый фаворит» март 2005 г.
Категория: Техногенное влияние на экологию | Добавил: tegin (05 Июл 2010)
Просмотров: 1943 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Херсонский ТОП Украинский портАл